Распечатать страницу

В селах Топчихинского района, образованного в 1932 году, жанр духовных стихов бытовал всегда. Существовали стихи в среде старожильческого населения (первые поселения – Демидовская деревня Барнаул – 1730 г., Большая речка– 1732 г., Фунтики – 1789 г. Песчаное – 1772 г.) их населяли староверы, которые первоначально работали на демидовских заводах, а позже стали крестьянами. Переселились они с севера России, с Урала (Свердловская область) и относились к поморскому согласию.Среди староверов внебогослужебное пение как таковое допускалось, но оно обязательно должно было нести духовное содержание, укреплять в человеке веру, нравственно совершенствовать его. В старообрядческой среде лирико-поучительное духовное пение сопровождало различные работы и передвижения, было условием бытовых обрядов, а главное было частью того духовного «щита веры», который всю жизнь ограждал человека от соприкосновения со злом. 

К сожалению, не много о них удалось узнать от современного населения. Большей частью до нас дошли духовные стихи более поздние – переселенцев с южных губерний России  (Рязанская, Тамбовская, Курская губернии и др.) и Украины (Полтава).

В Топчихинском районе в результате экспедиций (2007, 2008, 2009, 2010 г.) были собраны и записаны духовные стихи от переселенческого населения таких сел, как Переясловка, Топчиха, Макарьевка, Фунтики и п. Ульяновский).По большей части это стихи лирического или лиро-эпического содержания, относящиеся к позднему этапу возникновения.

Обычно стихи или «стишки» записаны у пожилых женщин в старых тетрадках. Они переписываются друг у друга. Такие тетрадки есть у Т. Рудь из с. Переясловка, А. Филатовой из п. Ульяновский, а вот А. Буравцовойизс. Топчиха был составлен на пожелтевшем тетрадном листе только список стихов – всего 25.

В основном бытование этих стихов связано с погребальной обрядностью. Женщины пожилого возраста поют их после отпевания покойников, вечером или ближе к полуночи, по словам жительницы с. Ульяновское А. Филатовой, «чтобы не тоскливо сидеть около покойника». Например:

Крепко спишь, моя милая мама,

Ты в глубокой могиле земной,

Ты прости, моя милая мама,

Я пришла повидаться с тобой.

Иногда в похоронном обряде духовные стихи могут комментировать смысл обрядовых действий: сидение над усопшим, поминальная трапеза. Интересен стих «Дочь моя, я скоро расстанусь с тобой», в котором перечисляются заветы матери в проведении похорон:

Все исполни старайся точней,

Мне поминок широких не надо,

Весь обряд – это только наружно,

Ничего он не даст для души.

Первым делом ты крест закажи,

Чтоб ему помолиться могли.

И гроб мне достань только белый.

По-крестьянски меня схорони.

И одень меня просто и скромно,

И чтецов ты ко мне пригласи.

Исполни свой долг не позорно,

Для погребения в храм пригласи:

Там мое тело покроют,

Земле предадут навсегда.

В сырую могилу зароют,

Не увидишь ты меня никогда.

Когда ты меня похоронишь,

Душу не вздумай вином обливать –

Ты душу мою всю загубишь.

Исполни свою благодать.

Денег много на помин не трать.

Если сама это сделать не сможешь,

Людей ты о том попроси.

Мне во многом ты этим поможешь,

Трудный путь мне поможешь пройти.

Это своеобразное руководство для христианина: главное скромность, сдержанность, отсутствие излишеств – стих-поучение.

Очень часто в поминальных стихах встречается мотив расставания души с телом: за душой прилетают «птицы-голуби», отождествляемые традиционно народным сознанием с душами умерших. Часто повествование излагается от лица умершего – его душа зовет «братьев, сестров» «тело хоронить», «просить бога со слезами и со святыми упокой», «на помин его души».

Очень настойчиво в духовных стихах звучит мотив греховности земного существования человека, конечности времени, и невозможности уже исправить свои ошибки. Но есть возможность хотя бы осознать их и покаяться.

Встань и что спишь, ото сна пробудись,

И горько восплачь и Богу молись,

Конец приближается, смерть при дверях,

А ты почиваешь в тяжелых грехах.

 

Или:

Проснись, душа ты грешная,

От лености и сна,

Пока ещё ты Господом

На суд не позвана.

И слезы с покаянием

Ты Богу принеси.

С рыданием, с прощением

Омой свои грехи.

 

Или:

- Ты видишь я молод – еще не готов,

На мне преисполнено много грехов.

- Я послана Богом тебя разлучить.

А там его воля – Он будет судить.

- О, страшная смерть, умоляю тебя,

Хотя на немного пусти ты меня.

- О нет, уже поздно, не пущу я тебя.

Не златом, не серебром не окупишь меня,

Чего заслужила с тобой все пойдет

Добро или худо никто не возьмет.

Тебе было время идти на ответ.

- О, страшная смерть, прошу я тебя,

Хотя на минутку пусти ты меня.

Я в Божию церковь схожу помолюсь,

Телом и кровью Христа приобщусь,

И малых малюток крестом осеню.

Тогда я с надеждой от сель отойду.

- О нет, уже поздно с тобой говорить,

Должна я скорее тебя разлучить.

И тут свое дело свершила она,

И душу от тела она развела.

(с. Переясловка, Т. Рудь, 2008 г.)

Это преимущественно стихи нравственно-дидактического содержания, излагающие основные положения христианского вероучения и этические нормы христианской жизни. Пение стихов в этот момент несло и воспитательную функцию, заставляло задуматься человека о скоротечности жизненного пути, еще раз пересмотреть свою жизнь, задуматься о поступках, выполнении Божественных заповедей. Острое сознание своей греховности, своего нравственного несовершенства, дух покаяния – основная тема записанных у топчихинских исполнительниц духовных стихов.

Какой ответ ты Господу

Отдашь в своих делах?

Ты жизнь вела беспечную,

Не каялась в грехах.

Ты добрых дел не делала

И в лености жила.

И в зависти, и гордости

Всю жизнь свою вела.

Надо сказать, что в записанных стихах нет богословски точных, догматически выверенных формулировок. Вообще, ученость – как принадлежность рассудка – не может служить показателем духовной зрелости  мудрости. Зато их недвусмысленно подтверждает благоговейное, трепетное и любовное отношение к Богу, Спасителю, составляющее главный «нерв» народной веры. Сознание, что человек искуплен от греха высочайшей, безмерной ценой вольных страданий Божиих, рождает сознание огромной личной религиозной ответственности (стих «Проходят по городу вести, Господь нас идет посетить»).

Христос Воскресе из мертвых,

Смертью смерть попрал,

Имущем во гробе живот рвал.

А щево гроб снишил

А то водружил еще силу

И воскрес яко победитель

Женам мироносицам вещавый

И своим апостолам мир дарояй

Падшимпадаяй воскресение.

Особенное отношение – трепетное и ласковое - в стихах топчихинских исполнительниц прослеживается к Матери Божией. Ощущение этой особой близости, особого почтения и одновременно дерзновения отражаются в духовной поэзии. «Вся тоска страдающего человечества, все умиление перед миром божественным, которые не смеют излиться перед Христом в силу религиозного страха, свободно и любовно истекают на Богоматерь, - пишет Г.П. Федотов. – Вознесенная в мир Божественный… Она, с другой стороны, остается связанной с человечеством, страждущей матерью и заступницей».

Царица Небесная, Царица Небесная,

Ты мой покров, ты надежда моя,

Если на сердце мне больно и горестно

С надеждой всегда призываю тебя.

Царица Небесная, Царица Небесная

Владычицы Мира и небу земли

Услышь меня грешнаю и недостойнаю

От скорби-болезни меня изведи.

В тетрадках топчихинских  исполнительниц присутствует и стихи «житийные» - о праведном житии христианских святых и мучеников. К таковым относятся «Летела, летел птичка, птичка поднебесна» (Об усекновении главы Иоанна Предтечи), «Ночью безмолвною жителям звездочки смотрят с небес» (О Серафиме Саровском). Для них это правдивые сюжеты, достойные подражания и служащие примером правильно прожитой христианской жизни.

В анализируемых экспедиционных записях присутствуют и стихи «большой эсхатологии», в которых воссоздаются картины Страшного Суда. Примером может служить следующий стих:

Как настанет последнее время

Загорится все: земля и небо (2раза),

Синее море – оно колыхнется (2 раза),

Крупны деревья с корня посвалятся (2 раза),

Частые звезды с неба покатятся (2 раза),

Сойдет с неба Михаил Архангел (2 раза),

Он вотрубит в трубу золотую (2 раза),

Он поднимет живых и мертвых (2 раза):

- Уж вставайте все живые и мертвы (2 раза),

Идите на суд, на суд божий, страшный (2 раза).

Праведные идите правой стороною (2 раза),

Грешнаи идите левой стороною (2 раза).

Праведнаи идут – они распевают (2 раза),

Грешнаи идут – слезы льют (2 раза),

Отца с матерью  они вспоминают: (2 раза),

Отцы с матерью, чему нас учили? (2 раза),

Вы бы  нас учили в Божий храм ходити, (2 раза)

В Божий храм ходить – Божье слово слушать.

(п. Ульяновский:А. Филатова, запись 09.2009 г.)

 

Или:

Христос с учениками выходит,

Предрекая смерть свою.

Полными скорбями,

Прощальными словами

Учил Христос любимых людей.

- Скажи нам, Учитель, последнее время,

Пока еще с нами живешь,

Скажи нам учитель, когда это будет,

Когда ты судить нас придешь?

- Услышите, воины, военные слухи,

Восстанет народ на народ.

И придут болезни, и моры, и глады (голод),

И братская кровь потечет.

Услышите, мир православный,

Что храмы опустели,

То знайте, что суд при дверях.

Готовьтесь, чтоб двери пред вами не закрылись,

Держите светильники в руках.

 

(Записано: с. Топчиха, А. Буравцова, 2009 г.)

В завершении следует отметить, что тематика духовных стихов собранных в Топчихинском районе – разнообразна. Каждый из них обладает особым благозвучием, который имеет способность настраивать человека на общение с Богом.

Духовный стих – это особый род народной поэзии,обладающий особым ритмом, который не содействует разбалансировке человеческого организма, а гармонизирует, настраивает на молитву. Благозвучие есть благосостояние, а это – слаженность всего человеческого механизма, соответствие всех его частей (физических и духовных) и всех его структур (высших и низших). Это благо прорастает благодатным цветом, и человек приобретает благодать во всех отношениях: благовидность и благолепие (внешнюю красоту), благонравность (воспитанность), благочестивость (праведность), блаженство (счастье). Он становится благородным, то есть рождающим благо, или как еще говорят, великодушным, возвышенным святым, одухотворенным, благоговейным (исполненным глубочайшего почтения, преклоняющимя перед Высшим), благожелательным (добродушным), багомыслящим, порождающим только мысли добра, благонамеренным и благонадежным, благорадушным, благоприятным, благосклонным и благорасположенным, благодеятельным, благотатным и благотворительным, благодарным, благополучным и благим. А это и есть гармония – благозвучие, соответствие, слаженность.

Духовные стихи – это музыка мудрости или мудрости музыки Духа. Они легко запоминаются и поются душой, что соответствует благоизменению человека. Они, как молитва, которая порой необходима и нужна, которая лечит и наставляет на путь истинный; словно моральный кодекс, по которому надо жить, чтобы жить во благе. Именно поэтому жанр духовных стихов все еще жив и будет существовать еще долго.

 

Т.Ю. Ларина