Распечатать страницу

Орнамент, по определению Ефремовой, - это узор, для которого характерно ритмичное  расположение геометрических и стилизованных растительных и животных элементов рисунка.

Вышивка является неотъемлемой частью народной культуры жителей алтайского края. Этнический состав края неоднороден. Это отразилось и в орнаментации вышитых изделий, выполненных мастерицами различных этнических групп. Районные краеведческие музеи сформировали и сохранили коллекции вышитых изделий. В Топчихинском районе преимущественно население – русские переселенцы из центральной и южной части России: Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний, есть украинцы, немцы, мордва. В Заринском районе из старожильческого населения – жители с русского Поморья, Вологодской губернии, Тамбовской, Харьсковской, Пензенской губернии, а также зыряне (коми). Из «рассейских» - переселенцы из Орловской, Владимирской, Тамбовской губерний.

Вышивка мастериц Топчихинского и Заринского района тесно связана с бытом, трудом, природой, социальными отношениями и, таким образом, отражает художественный вкус и творчество этнических групп.

Для анализа орнаментов вышивок в данной статье рассматриваются вышивки 20-60-х годов прошлого столетия.

Большая коллекция вышитых рушников хранится в Топчихинском краеведческом и Заринском межпоселенческом музеях. К сожалению, она собиралась в то время, когда музеи носили статус общественного и документация как таковая не велась. В связи с этим, практически невозможно восстановить имена мастериц.

В коллекции Топчихинского краеведческого музея всего одна вышивка, имеющая геометрический орнамент. Это рушник с двумя красно-черными квадратами по середине, состоящими из восьми треугольников правильной формы, в центре – ромб. Под квадратами прямая пунктирная линия, от которой по косой расположены ветки, состоящие из мелких квадратов и трех стилизованных лепестков.

Нижнюю часть можно истолковать, как изображение водной стихии и растительного орнамента, что при взаимосвязи несет функцию плодоносящего начала. Примечательно, что в изображении присутствует только три лепестка – трилистник. В славянской символике цифра «три» - имеет сакральное значение, символ триединства мира: нави, яви и прави.

В центральных фигурах – квадратах – заложен смысл о дискретности времени. Если ссылаться на исследования Гуревича, то квадрат (ромб) – означает конец какого-то периода. И если в жизни человека, как и в природе  последовательно меняются периоды зарождения, расцвета, зрелости, увядания – смерти. То жизнь не конечна, а циклична и регулярно повторяется, сменяя поколения.

Пересекающиеся две парные оси исследователи связывают с солярным символом. В центре – ромб, от которого идут восемь лучей. Примечательно, что в архитектуре квадрат, треугольник и ромб считаются идеальными фигурами. Интересно, насколько четко выстроено цветовое решение: фигуры красного цвета во всей композиции расположены друг к другу зеркально. Можно предположить, что здесь заложен смысл о противопоставлении двух начал: добра и зла, мужского и женского, яви и нави, дня и ночи, как «две стороны одной медали». Одно без другого не мыслимо, и только в единстве возможна гармония (идеальная фигура).

В изделиях мастериц заринского района геометрический орнамент представлен в тканых полотенцах и вышитых мужских рубахах поздних переселенцев. Орнамент тканого полотенца очень многосложен и состоит из модулей – три ромба в ромбе, преимущественно – это ромбы с восьмиконечными ответвлениями. М. Качаева интерпретирует изображение «три ромба в ромбе», как тоннель-колодец, путь в потусторонний мир, аналог мировой горы, ее недра основание. Восемь лучей, в который заключен внешний ромб, в народной символики означает «крест души» - соединение мужского и женского начал, новая жизнь, зародыш, прорастающий в Мировое Древо, физический мир, жизнь, человек, душа. Еще это изображение в некоторых губерниях ценральной России называли «Звезда Богородицы или Параскевы». Эти полотенца выполнены красными и черными нитками и, видимо, имели обрядовое значение.

В вышивке мужских рубах, которые выполнены в технике «крест», присутствует полихромный орнамент, состоящий из ромбов и волнистых (зигзагообразных) линиях – знаков земли и воды.

Одним из наиболее часто встречающихся в вышивках мастериц Топчихинского района является стилизованные изображения женских персонажей. В основном, это изображение «женщины-древа» и «женщины-вазона». Она имеет вертикальный стержень, изогнутые в разных направлениях ноги, часто превращающиеся в завитки, раскинутые руки или руки-завитки, сильно стилизованная голова, чаще в виде ромба. На всех рушниках из коллекции музея руки центральных женских фигур подняты вверх.

Нередко композиция имеет трехчастный характер. В центре – большая стилизованная женская фигура, по краям – женские фигуры меньшего размера. Внизу под фигурами – зубчатая линия либо волнистый растительный орнамент.

На основании изученных источников эти вышивки можно истолковать, как изображения Великой Матери и двух рожаниц. Великая Мать возносит молитву с обращенными вверх руками.  Трехчастность прослеживается как по горизонтали, так и по вертикали. Снизу вверх идет изображение нижнего мира и его связь с водной стихией, средний мир – рожаница с опущенными руками, верхний мир -  возвышающаяся над другими и обращенной к небу. Причем, нередко руки центральной фигуры сильно преувеличены, что, как известно, усиливает просьбу молящейся.

К основным элементам женских фигур часто добавляются растительные узоры – ветки, «елочки», что академик Б.А. Рыбаков связывает с деревом.

Таким образом, смысл данных вышивок можно истолковать, как символы божеств, покровительствующих рождению всего, плодовитости и плодородию.

Интерес представляет рушник (частично сохранившийся) с изображением двух мужских фигур и двух коней в центре композиции. Фигуры показаны стоящими на спинах коней. В интерпретации Г.С. Масловой, мужские персонажи и кони – символ защиты. Вместе с тем он связан с аграрно-скотводческим культом. По краям вышивки геометрические изображения антропоморфных фигур в виде лягушки, что многие исследователи связывают с пожеланием плодородия. Об этом же свидетельствует и помещенные над «лягушками» ромбы. Вместе с тем, по мнению А.К. Амброз, это еще и солярный символ.

Четкую трехчастную композицию можно проследить в рушнике, с изображением фито- и зооморфными образами.

Нижний мир – волнистый растительный орнамент с листьями и плодами. Как, уже рассматривалось выше, здесь можно говорить о соединении стихий воды и земли, дающей урожай.

Средний мир – три стилизованные женские фигуры растительного происхождения, рожаницы с воздетыми вверх руками. Можно предположить, что изображение женских фигур в форме растений не случайно. Алтайский край (и в том числе Топчихинский район) – аграрный. Сюда после отмены крепостного права шли крестьяне на вольные земли в надежде на достаток, хороший урожай, плодородие. Отсюда и фитоморфные образы женских фигур.

Верхним мир четко отделен от среднего и нижнего линией (полосой красной ткани). Возможно, он не досягаем для человека и в тоже время очень красив. Здесь также размещены розы и птицы. Алые розы означали любовь, а птицы – связь с Божественным, Раем (Ирием), душой предков.

В полотенцах заринских мастериц особенно распространен растительный орнамент. Это многочисленные варианты стилизованных изображений гирлянд из роз – «брокаровских мотивов». В одном из полотенец изображено пять широких полос красно-черных роз, каждая из них неповторима. Здесь также прослеживается трехчастность: первые два орнамента просты, особенно первый – нижний мир. В середине – очень объемный, с большим количеством элементов (листьев, бутонов) – земной мир. И верхние гирлянды – более изящны и утонченны. Завершает композицию изображение птиц – небесный мир.

Роза – самый популярный цветочный символ, эмблема весны, красоты, любви, совершенства, радости, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны. Образ Богоматери. В каждом из пяти орнаментов розы изображены с бутонами – символами зарождающейся жизни. Гирлянда роз – христианский символ, блаженная душа, небесная радость, утешение в христианской вере, ангельский венец.

В коллекции музейных вышивок как в Заринском, так и в Топчихинском районах большое количество полотенец с изображением лилий, причем выполненных по одинаковым схемам. Этот растительный орнамент пришел к нам, скорее всего,  с украинскими переселенцами и относится к более поздним вышивкам.

Лилия – символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора, то вырисуется силуэт пары птиц – знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента является листок и бутон, которые составляют неразрывную композицию тройственности. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни. Иногда, над цветком изображают капли росы, которые означают оплодотворение.

Волнистый орнамент и сама лилия – суть энергии влаги. Это подтверждает и древнее название цветка «крин», т.е. «криница» - с украинского «колодец».

Топчихинские и заринские рукодельницы вышивали и другие растительные орнаменты в форме виноградной лозы, хмеля, васильков.

В Песчановском школьном музее Топчихинского сохранился старинный геометрический узор с птицами. Основной символ композиции и более объемный – цепь ромбов с завитками, внутри квадрат из восьми треугольников. О смысле этих знаком говорилось выше. Здесь интересно другое – изображение в верхней части вышивки ряда птиц, причем они расположены по две – крупная птица с расставленными крыльями, а под ней маленький птенец. Все это явные знаки плодородия и чадородия.

И последнюю вышивку, которую хотелось бы проанализировать – ритуальное полотенце, выполненное жительницей с. Красноярка Топчихинского района Малышевой Ульяной Тимофеевной (1914 г.р.) стебельчатым швом. На полотенце изображены два голубя, поддерживающие распятие и лавровые венки (Приложение, с.42). Этот рисунок более поздний и его можно прочесть, как «Вечная жизнь и слава Богу!». Эта работа выполнена в двух цветах: красный – символ жизни и четный – смерти, тайны.

Мастерицы, говорят о присутствии птиц на вышивке: «Когда Иисус воскрес, радовалось небо, птички в небе летали вокруг него и своими песнями восхваляли Бога. Птички – это символ нашей любви к Богу».

В этой работе уже четко прослеживаются христианские мотивы и символика.

Более поздние вышивки (50-70-х годов 20 века) выполнены больше гладью, имеют более реалистичный рисунок. Среди орнаментов преобладают цветы и птицы.

В заключении необходимо отметить, что в вышивках топчихинских и заринских мастериц преобладает растительный орнамент, но встречается и геометрический. Несмотря на то, что главный смысл, который четко прослеживается в орнаментах – аграрный, привлечение плодородия, богатого урожая, достатка и счастливой доли, в вышивках заложен и огромный духовный смысл – четкая структура Вселенной и месте человека в ней. Изучение и воссоздание древних кодов, заложенных в орнаменте, необходимо в современном мире, так как это знания переданные на предками.

 

Список литературы: 

  1. Амброз, А.К. О символике русской крестьянской вышивке архаического типа/ А.К. Амброз // Советская археология. – М.: Наука, 1966. – С. 18
  2. Богуславская, И.Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке / И.Я. Богуславская. – М. : Наука, 1964. – 204 с.
  3. Велецкая, Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов/ Н.Н. Велецкая – М.: Современник, 1978. – 250 с.
  4. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник/ Г.С. Маслова. – М. Наука, 1978. – 298 с.
  5. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян/ Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1987. – 783 с.
  6. Топоров, В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов/ В.Н. Топоров. – М.: Знание, 1984. – 260 с.